Советы по уходу за ходовой частью экскаватора
Содержание
Самоходные машины для земляных работ оснащены шасси, которое позволяет им перемещаться как в процессе работы, так и при передвижении к месту выполнения задач. В зависимости от типа ходовой части экскаваторы бывают:
- Пневмоколесные. Используют в качестве шасси серийные автомобили, тракторы или специальные ходовые устройства и тележки.
- Гусеничные. Устанавливаются на стандартное или расширенное шасси.
- Комбинированные. Представляют собой комбинацию пневмоколесного шасси и поднимаемых железнодорожных тележек.
Последний тип техники обладает высокой сложностью конструкции и имеет ограниченную область применения, поэтому в данной статье он не рассматривается.
Колесные экскаваторы отличаются отличной маневренностью и обычно используются на подготовленных площадках, к которым имеются удобные подъезды. Гусеничные экскаваторы, в свою очередь, имеют лучшую проходимость и могут работать в условиях бездорожья.
Из-за ограниченной скорости перемещения экскаватора его доставка на значительное расстояние осуществляется с использованием трейлеров. Это значительно снижает износ рабочих узлов и агрегатов, а также сокращает время, которое машина проводит в пути.
Особенности конструкции колесной и гусеничной ходовой части экскаватора
Использование серийных автомобилей или тракторов в качестве шасси для землеройной техники позволяет снизить её стоимость. На базовую раму грузовика устанавливается поворотная платформа с экскаваторным оборудованием и кабинкой для оператора. При этом само транспортное средство сохраняет свои ходовые характеристики. На тракторе размещаются рабочие органы: гидравлический манипулятор с ковшом, опорные стойки и бульдозерный отвал. Все управление осуществляется из кабины оператора.
Пневмоколесное ходовое устройство экскаватора представляет собой конструкцию, на базе которой устанавливается поворотная платформа с двигателем и рабочим органом. Оно состоит из следующих компонентов:
- несущей рамы с опорой для поворотной платформы;
- коробки передач с механизмом управления и подключения переднего привода;
- карданного вала;
- центрального коллектора;
- переднего и заднего мостов;
- откидных опор;
- опускаемого отвала.
Шасси оборудуется как рабочими, так и стояночными тормозами. Механизм поворота колес на передней оси позволяет изменять направление движения. Привод экскаватора осуществляется гидравлической системой с помощью регулируемого гидромотора аксиально-поршневого типа, который установлен на раме. Крутящий момент передается на мосты через карданные валы.
Ходовая часть гусеничного экскаватора служит основой для установки поворотной платформы и представляет собой раму, в средней части которой закреплена опора с зубчатым венцом. Состав шасси включает такие элементы, как:
- привод хода;
- правый и левый кожухи;
- опорные катки;
- гидравлическое оборудование;
- гусеницы;
- ходовая рама;
- направляющие колеса с механизмом натяжения.
Вращение гусениц экскаватора осуществляется благодаря гидромотору, который передает усилие через многоступенчатый редуктор, являющийся основным элементом привода хода. Механизм оснащен тормозной системой, которая предотвращает случайное движение машины. Для изменения направления работы используется стопор на одной из гусениц.
Возможные неисправности ходовой части экскаватора
При интенсивной эксплуатации землеройной техники нагрузка на её узлы и агрегаты значительно возрастает. Для колесных шасси экскаваторов характерны следующие типичные неисправности:
- проколы и другие повреждения пневмошин;
- неисправности механизмов коробки передач;
- увеличение зазоров в подшипниках карданной передачи;
- повреждения диафрагм в пневматических приводах тормозной системы.
Возможные неисправности ходовой части гусеничных экскаваторов обусловлены особенностями их конструкции. К наиболее частым поломкам можно отнести:
- износ и повреждения траков и пальцев;
- поломку зубьев ведущего колеса;
- утечку эксплуатационных жидкостей через подвижные соединения;
- частые срабатывания предохранительных устройств.
При обнаружении неисправностей экскаваторщик предпринимает необходимые меры для их устранения. Если самостоятельный ремонт невозможен, вызывается техническая помощь. В зависимости от сложности поломки восстановление работоспособности машины может быть выполнено либо профильной службой предприятия, либо в сервисном центре производителя.
Общие рекомендации по эксплуатации экскаваторов
Использование колесных и гусеничных экскаваторов должно строго соответствовать инструкциям и руководствам производителя. Работы на этих машинах могут выполнять только квалифицированные специалисты с нужным уровнем подготовки. Для правильной эксплуатации спецтехники необходимо:
- постоянно контролировать состояние узлов и механизмов;
- регулярно проводить техническое обслуживание;
- своевременно выполнять текущий ремонт;
- не превышать допустимые нагрузки на агрегаты.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сохранить ресурсы ходовой части и рабочего оборудования экскаватора, а также снизит количество поломок на протяжении всего срока службы машины.
Обслуживание и уход за ходовой частью
При эксплуатации экскаватора необходимо выполнять ряд мероприятий, направленных на поддержание его работоспособности. Все новые машины проходят обязательную обкатку: сначала на холостом ходу, а затем с минимальной нагрузкой. В процессе эксплуатации землеройных машин проводится регулярное техническое обслуживание с интервалами, рекомендованными производителем.
Правильный уход за ходовой частью включает в себя ежедневные осмотры перед началом работы. Оператор проверяет уровень эксплуатационных жидкостей. Если шасси колесные, контролирует давление в шинах, на гусеничных — натяжение гусениц. В случае обнаружения неисправностей выполняется ремонт с использованием слесарных инструментов и специализированных приспособлений, при необходимости — замена поврежденных компонентов на новые.